Корзина
11 отзывов
+7
343
542-12-48
РоссияСвердловская областьНижний Тагилул. Октябрьской революции, 66, ЦУМ 5 этаж622036
SAN MARCO Студия интерьерных решений
Корзина
История лепных украшений.

История лепных украшений.

История лепных украшений.

Лепнина, история которой началась в Египте 7 тысяч лет назад, а в России триста лет назад, и сегодня является лучшим вариантом для создания уникального интерьера. Представляем очень краткий исторический обзор: появление и использование лепнины.

Примерно 7 тысяч лет лепной декор из камня, гипса и многих других материалов украшает храмы и дворцы, а теперь еще и множество общественных и домашних интерьеров. Археологи на основе исследований сделали выводы что лепнина появилась в Древнем Египте примерно 5 тысяч лет до н.э.: образцы, сохранившиеся до наших дней, относятся к додинастической эпохе, лепнина стала использоваться в храмах именно к периоду правления Первой династии. Гораздо позднее, в XV веке до н.э. произошло развитие Древнего Египта и искусство украшения лепниной так же достигло значительных высот. Каменного декора тогда требовалось больше, а искусных камнерезов было крайне мало. Поэтому появился декор из обожженной глины, который и дал начало более современной лепнине.

В начале лепнина использовалась только функционально: колонны, например, поддерживали крышу или балки и практически не имели декора или росписи. Позднее верхний элемент (капитель) стали украшать орнаментом, расписывать. Со временем гипсовая лепнина стала украшать дверные порталы, наличники дверей и стены – на последних начали появляться розетки, лепные полоски и картуши.

Архитекторы и строители древней державы заметили, что обжигание гипсового камня и последующее смешение получившегося порошка – гипса – с водой, позволяет создавать великолепные формы. Просто необходимо залить состав в форму и дать застыть на солнце. Такие свойства гипса, как прочность, легкость и пластичность во влажном состоянии сыграли значительную роль в его дальнейшем становлении в качестве основного декоративного материала. В скором времени после открытия этого материала, египтяне привнесли в него часть собственной и Месопотамской культуры, придав гипсовому декору орнаментальные и растительные мотивы.

Считается, что искусство Древнего Египта проникнуто некой мистической мрачностью, но египтяне были благодарны красоте мира, величию богов, что выражали в искусстве и архитектуре, которые мы можем увидеть до сих пор.

Далее традиция украшать пространство с помощью гипсовой лепнины пришла и в Грецию. В эпоху Античности произошел расцвет данного направления искусства в архитектуре. Строгие и четкие очертания, различные стили, ордерная система, технология и области применения тогда сформировались в Греции, где гипс назывался "гипос" (кипящий камень - греч.) С 1100 года до нашей эры в общественных интерьерах и домах богатых людей стали применять лепные украшения в виде пилястр, карнизов, декорирования колонн и барельефов.

Римлянами было позаимствовано лучшее из греческого искусства, но, отступив от традиций греческой архитектуры и декорирования, римляне значительно усовершенствовали и разнообразили искусство лепнины. Так, например, скульпторами и архитекторами Эллады использовался геометрический лепной орнамент, но римляне, стремящиеся к роскоши, отдавали предпочтение богатым растительным мотивам. Лавровые ветви, целые сцены из жизни богов, виноградные кисти, лавровые ветви и цветочные розетки – декоративная лепнина Рима поражает свойственным ей разнообразием и сюжетной изощренностью.

Колонны были важным архитектурным элементом эпохи, первые ордера – коринфский, дорический и ионический, были придуманы греками. Римляне пополнили их еще двумя видами – тосканским и композитным. Но если идеей греков были лаконичность и строгость форм, то римляне стремились показать богатство, использовали колонны коринфского и композитного ордера (капитель обильно украшалась, из-за чего колонны нередко напоминали букеты). Материал так же изменялся в Риме: к гипсу стали добавлять алебастр, мраморную пудру, клей и другие примеси, в результате которых декоративная лепнина после полировки была похожа на мрамор и становилась прочнее. А в IV веке до н.э. Римские строители стали использовать бетон, что позволило лепнине стать дешевле и распространиться повсеместно.

Именно античность предопределила течения искусства лепных украшений во всех направлениях и стилях архитектуры. В V веке нашей эры пал Рим, после чего Европа и Византийская империя погрузились в Темные века.

Во времена раннего Средневековья большая часть культурных, а также и технических достижений Древнего Мира были забыты, а сложившийся в архитектуре тех времен романский стиль основывался не только на простых и основательных формах зданий, но и на скупом минимуме отделки. Тяжелые же и грубые каменные рельефы отлично гармонировали с мрачной обстановкой замков. Изменения пришли с готикой, постепенно вытеснившей романский стиль, но произошло это лишь в XII веке. Наиболее кардинальные изменения пришлись на церковную архитектуру. На смену мрачным и громоздким строениям пришли грациозные и устремленные в небо готические храмы. Возвышенность и тонкая красота готической архитектуры подчеркивалась ажурным лепным декором, усеявшим наличники, потолки и колонны. Но лишь эпоха Ренессанса в XIV веке привнесла в лепной декор подлинную свободу. Ренессансный декор окончательно преодолел тяжеловесность камня, на его место пришли гипсово-цементные смеси, благодаря чему лепнина быстро стала основным элементом убранства зданий. Но и торжество лепнины эпохи ренессанса оказалось лишь скромной его частью в сравнении со стилем барокко.

Аскетичный рационализм был забыт, благодаря вычурно-порочному барокко строгие линии архитектуры ренессанса стали изогнутыми, в архитектуру пришла затейливая асимметрия, безмерная роскошь и текучесть форм. Теперь лепниной изобиловало буквально все – колонны и камины, фасады и фронтоны, потолки и стены. Более того, барочная лепнина – это не только гипсово-белые декоративные элементы, но и в большинстве своем сияющие богатым золотом или серебром, поражающие пышностью и разнообразием форм украшения: розетки и волюты, букеты и гирлянды, кронштейны, амуры, картуши, карнизы с геометрическими и растительными орнаментами, пальметты и пилястры.

После парадности и вычурности первая половина XVIII века преобразовала барокко в рококо, прельщавший своей оригинальностью и некогда именовавшийся “живописным вкусом”. Игривость и грациозность форм, использующихся в рококо, привела к окончательному забвению прямых линий, плоских поверхностей и строгой симметрии. Теперь в оформлении стен, дверей, плафонов и окон и торжествовал затейливый лепной декор: гирлянды и фестоны, причудливые раковины в сочетании с листьями-завитками, маски и щиты.

Когда на престол взошел Людовик XVI, уже новое направление, называемое классицизмом, уверенно завоевало позицию ведущего архитектурного стиля страны. Классицизм стремился к логической стройности и идеальности форм Античности, он вновь привнес в архитектурную композицию ордерную систему – предельно близкую своими формами и пропорциями к греческо-римской. Структура сооружений теперь определялась четкими объемами залов и комнат, гладкими пространствами стен, строгостью интерьеров, простотой и сдержанностью декора, а также общим “благородным лаконизмом”. Декоративная лепнина в архитектуре классицизма использовалась значительно меньше. Апогеем классицизма стал стиль Ампир, родина которого - Франция, в этот раз блиставшая военными успехами императора Наполеона. Многие архитекторы вдохновлялись военной славой Римской империи, благодаря чему парадные интерьеры многих дворцов отражали имперское величие, а в декоративной гипсовой лепнине стали активно использоваться военные мотивы, впоследствии разбавленные лепными рельефами Древнего Египта в сочетании с вазами в этрусском стиле.

Начиная с 1830-х годов, начался закат эпохи классицизма, мирно уживающейся с романтической эклектикой – от неизменных древнеегипетских мотивов до неоготики. Теперь во Франции строгость, свойственная классицизму, разбавлялась элементами из ренессанса и барокко, а в Германии стал популярным древнегреческий стиль. Эклектика, цитировавшая многие художественные стили прошедших времен, была основным направлением в Европе вплоть до конца 1870-х годов. И лишь в конце XIX века главенствующую позицию занял модерн, привнесший нечто действительно новое в искусство декоративной гипсовой лепнины и архитектуру в целом. Теперь архитектурные линии стали “природными” – более естественными и свободными. Внешний вид зданий, а также их интерьер, сочетал в себе художественное и функциональное, эстетику и утилитарность. В творениях мастеров Модерна декоративная гипсовая лепнина приобретала текучесть форм в сочетании с орнаментальностью, ее линии изгибались словно прихотливые растения. Основной идей сюжетов декоративного лепного декора стала природа: морские раковины, рыбья чешуя, ветви и листья, игра волн или цветы лилий и ирисов.

Россия

В Российской Империи первые опыты по использованию декоративной лепнины пришлись на XVII и XVIII века – время небывалого крушения старозаветного уклада жизни и создания нового государства. Ранее традициями боярства и духовенства решалась суть русской архитектуры, теперь все стало зависеть исключительно от воли Петра I. Санкт-Петербург своим масштабом должен был превзойти любую столицу Европы, а его архитектура планировалось именно в европейском духе. По этой причине столь модный лепной декор в стиле барокко украсил самые первые здания и дворцы в новой имперской столице. Санкт-Петербург быстро стал жемчужиной градостроения в России, а за столицей быстро последовали усадьбы, официальная московская архитектура и дворянские особняки. Вплоть до времени царствования Екатерины II Петербург наполняли деревянные постройки, которые красились под камень и мрамор, а быстрая и легкая лепнина из гипса отлично дополняла общую картину.

К началу XIX столетия пышное барокко сменил строгий классицизм, веком позже излюбленными направлениями русских архитекторов стали такие стили, как эклектика и модерн. Но использование лепного декора всегда сопровождало любое из перечисленных направлений, вплоть до потрясений 1917 года.

Разруха, оставшаяся после Первой мировой войны и последовавшей за ней гражданской, была преодолена лишь в начале 1920-х годов. Но реалии Страны Советов были уже совсем другими. Теперь наступило время архитектурного авангарда – эпохи рационализма и конструктивизма. Та холодная и предельно рационалистичная архитектура полностью избавилась от любых “излишеств”, в том числе и от лепного декора.

Постепенно СССР становился одной из наиболее мощных держав мира, что требовало воплощения соответствующими архитектурными методами. По этой причине с 1932-го года любые не конструктивистские проекты не рассматривались – советская архитектура резко претерпела практически полный переход к монументальному классицизму. Принятый в 1932-м году проект Дворца Советов, так и неосуществленный, но незабываемый, стал своеобразным рубежом отсчета ампира – сталинского классицизма.

Теперь стиль любой официальной архитектуры должен был определяться стилем Дворца Советов. Этот проект объединил в себе максимальную парадность и демонстрирование государственного величия. Пышные колонны, барельефы с изображениями государственной символики в сочетании с массивными резными карнизами, пышными колоннами, картушами, венками, акантами и розетками – такое возвращение декоративной лепнины стало действительно триумфальным. И уже в 1940-1950-х московские высотки и архитектура метро нагляднее всего отображали стиль советской империи.

Время сталинского ампира резко сошло на нет, финальным этапом стало постановление ЦК КПСС и Совмина в 1955-м году “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве ”. Позже под давлением председателя Совета Министров Никиты Хрущева декоративная лепнина, как фасадная, так и интерьерная, была признана пережитком прошлого. Изменилась ситуация лишь в конце XX века, когда российская архитектура, и Россия в целом, наконец обрела свободу.

Декоративная лепнина, история которой началась в Египте 7 тысяч лет назад, а в России триста лет назад, и сегодня является лучшим вариантом для создания уникального интерьера. Лепнина излучает особый свет, праздничный и пробуждающий в душе нотки ностальгии в сочетании с ассоциациями о давно ушедшем времени изысканного аристократизма, роскоши и изящества.

Купить современную лепнину для различных стилей интерьера можно у нас в интернет-магазине!

Мы работаем ради красоты, функциональности и уюта в Ваших домах! Ждем заказов ежедневно с 10:00 до 19:00 (в вс. до 18:00) у нас в студии: г. Н. Тагил, ул. Октябрьской рев., д. 66 (ЦУМ, 5 эт.) 
Справки по т.: 8(3435)42-12-48

Предыдущие статьи
social-icon
social-icon
Loading...